Фулфилмент для маркетплейсов
Рынок электронной коммерции растет с каждым днем: на популярных маркетплейсах постоянно появляются новые продавцы и покупатели. Но далеко не у каждого предпринимателя есть возможности самостоятельно хранить, упаковывать и доставлять заказы. В этом случае бизнес обращается к услугам фулфилмента.
Что такое фулфилмент?
Fulfilment — это комплексная логистическая услуга, которая включает в себя одновременно несколько операций:
- прием и обработку заказов от «Вайлдберриз»/«Озона»/«Яндекс.Маркета»;
- хранение товаров на складе оператора;
- маркировку заказов;
- упаковку грузов перед их фулфилмент-доставкой;
- перевозку товаров к конечному покупателю;
- обратную логистику возвратов.
Помимо этого, услуга включает в себя проверку качества товаров, их охрану во время хранения и т. д. Если говорить простыми словами, оператор берет на себя все операции, связанные с логистикой. Продавец, заказавший данную услугу, может освободить свое время от рутины и уделить его развитию бизнеса.
Как работает фулфилмент для маркетплейсов?
За каждой операцией, входящей в состав комплексной услуги, стоит сложная монотонная работа. Она скрыта от глаз клиента. Но чтобы понимать, из чего складывается цена услуг фулфилмента, стоит разобраться, как он функционирует. Как правило, работы выполняются в такой последовательности.
- Прием товара. Клиент самостоятельно привозит грузы на склад оператора или дает адрес, с которого их нужно забрать. Сотрудники проверяют качество товара и пересчитывают количество вложений внутри упаковок, если это необходимо.
- Размещение на складе. Товары заносятся в базу и маркируются собственными кодами компании. Затем их раскладывают по стеллажам или расставляют на полу помещения.
- Прием заявки. Покупатель заходит на маркетплейс, выбирает и оплачивает через Интернет один из товаров, помещенных на склад. В этот момент от площадки поступает уведомление, которое гласит, что необходимо собрать заказ. Если система взаимодействия настроена качественно, продавец не принимает участия в обмене такой информацией.
- Поиск заказа. Специалисты компании-оператора ищут товар на складе, используя информацию из базы данных. Затем они повторно проверяют количество и качество вложений.
- Упаковка. Используя скотч, гофрокартон, стретч-пленку и сейф-пакеты, сотрудники защищают товар от повреждений. Упаковка производится в соответствии с правилами Ozon, Wildberries или «Яндекс.Маркета» (в зависимости от того, с какой площадки поступил заказ).
- Маркировка. Если товар подлежит регистрации в системе «Честный знак», на него клеят специальную этикетку с кодом. Также на упаковку наносится дополнительная информация, позволяющая идентифицировать заказ.
- Доставка. Товар грузится в автомобиль и отправляется к клиенту, который оставил заявку. В одних случаях доставка выполняется до ПВЗ, в других — прямо до дверей. Также может использоваться схема работы, при которой груз привозят на склад маркетплейса, а дальнейшую транспортировку площадка выполняет самостоятельно.
- Возврат. Если клиент отказался от товара, к ПВЗ или на склад маркетплейса направляют машину, которая заберет груз обратно.
Зачем нужен фулфилмент для маркетплейсов?
Фулфилмент — это удобный инструмент, позволяющий бизнесу снизить затраты на логистику и уменьшить нагрузку на собственных сотрудников. Чтобы организовать перевозку и хранение заказов самостоятельно, необходимы больше вложения, которые могут не окупиться. Например, пустующий склад постоянно требует вложений на его содержание. А при обращении к фулфилмент-оператору предприниматель практически не рискует: услуги оплачиваются только в том случае, если есть товарооборот.
Передача логистики на аутсорсинг способна решить массу проблем бизнеса:
- расширить сеть обслуживания. Начинающие предприниматели физически не могут охватить своим присутствием все регионы страны, поэтому они вынуждены ограничиваться Москвой и областью. У крупных транспортных компаний, таких как ITS Group, есть склады и филиалы в большинстве крупных городов РФ;
- масштабировать бизнес. Даже в том случае, если у продавца есть свои складские мощности и грузовики, их количества может быть недостаточным для дальнейшего развития. В этом случае имеет смысл передать доставку части заказов на аутсорсинг, а затем начать поиск новых ресурсов для масштабирования;
- уменьшить риски возвратов. Крупные операторы хорошо знают правила приемки и перевозки грузов, постоянно следят за их изменениями. Поэтому вероятность того, что маркетплейс откажется забирать товар, является минимальной;
- снизить расходы. Предприниматель может заказывать fulfilment от Ozon или Wildberries. Но площадки обычно устанавливают более высокие цены по сравнению с независимыми операторами.
Почему услуги фулфилмента важны для бизнеса?
Прежде всего фулфилмент полезен для малого бизнеса. Такой аутсорсинг позволяет мелким компаниям развиваться более динамично и эффективно: предпринимателю не приходится заниматься логистикой в тот момент, когда важно думать об улучшении продукта или схем его поставки.
Для крупных продавцов fulfilment — хорошая подушка безопасности. Если на складе закончится место или из строя выйдет несколько машин, организация сможет не потерять заказы, обратившись к аутсорсеру. Оператор обработает несколько партий, а затем клиент сможет вернуться к самостоятельной доставке товаров.